Хадж Умра Инфо

"Совершайте хадж и умру ради Аллаха" ("аль-Бакара" 2/196)

Прощальная проповедь

Прощание Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) со своей общиной и заветы, которые он дал ей на Арафате.

Возвещение Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) о Хадже.

После того, как Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) выполнил то, что было ему поручено Господом, довел переданное ему послание до сведения людей, наставил свою общину и проявил истинное усердие в сражении на пути Аллаха, он объявил о своем намерении совершить хадж. Людям было возвещено, что в десятом году хиджры состоится паломничество посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в Мекку. Он отправлялся в хадж после девяти лет, которые провел в Медине, полностью посвященных им призыву людей к исламу, передаче им знания и джихаду. Цель возвещения Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) о своем предстоящем хадже состояла в том, чтобы уведомить людей о таком обязательном предписании шариата, как хадж, а также чтобы, встретившись с посланником Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в Мекке, они могли воспринять от него законоположения и установления его религии, научиться от него религиозным обрядам, услышать от него наставления и передать их другим, чтобы исламский призыв распространился повсюду и послание истинной веры дошло до близких и далеких. 

Джабир, да будет им доволен Аллах, сказал: «Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) не совершал хаджа в течение девяти лет. На десятый год было объявлено, что Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) намеревается совершить хадж, и в Медину прибыло множество людей. Все они желали сопровождать Посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и повторять совершаемые им обряды…».

«…Когда верблюдица Посланника Аллах (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) достигла местечка аль-Байда, я увидел, что со всех сторон: спереди и сзади, справа и слева — его окружали пешие и всадники, которых было невозможно объять взором. Среди нас находился Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), которому ниспосылался Коран и который знал о его смысле, и поэтому мы повторяли все, что он совершал».

«…Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) продолжал ехать, пока не достиг долины Арафат. Шатер на горе Намира для него был уже разбит, и он остановился в нем»Джабир, да будет им доволен Аллах, сообщил: «После полудня Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) повелел привести к нему аль-Касву и на ней спустился в долину Арафат, где обратился к людям с проповедью, в которой сказал: 
“Воистину, ваша кровь и ваше имущество неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля. Все, что творилось во времена невежества, отныне запрещено! Запрещена кровь, проливаемая во времена невежества, и, прежде всего, я запрещаю мстить за кровь нашего родственника, сына Раби‘а ибн аль-Хариса. Его отдали на воспитание кормилице из рода бану са‘д, и племя Хузейль убило его. Запрещено лихоимство времен невежества, и, прежде всего, я запрещаю лихву, взимаемую членом нашего рода — Аббасом ибн Абдульмутталибом. Отныне лихоимство запрещено полностью! Бойтесь Аллаха в обращении с вашими женщинами, ведь вы взяли их как доверенное от Аллаха и обладаете ими по слову Аллаха. Они обязаны не позволять сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите, и если они проявляют непокорность, то бейте их, но не сильно и избегая жестокости! А вы обязаны кормить и одевать их надлежащим образом! Воистину, я оставляю вам то, с чем вы никогда не впадете в заблуждение, если будете крепко придерживаться этого. Это — писание Аллаха. Вас будут спрашивать обо мне, и что же вы тогда скажете?” Люди ответили: “Мы свидетельствуем, что ты донес свое послание, выполнил свою миссию и дал нам верные наставления”. Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) поднял указательный палец к небу, а затем указал им на людей и сказал: “О Аллах, будь свидетелем! О Аллах, будь свидетелем! О Аллах, будь свидетелем!”»

При произнесении Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) этой проповеди присутствовали огромные массы людей, точная численность которых известна одному Аллаху. В этот день, который был пятницей и днем стояния на горе Арафате, Всевышний ниспослал слова:
«Сегодня Я сделал для вас полной вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (5:3).

Поистине, величайшей милостью Аллаха к этой общине является то, что Он даровал ей полную и совершенную религию, после чего они не нуждаются ни в какой другой религии и ни в каком другом пророке, кроме своего. Поэтому Мухаммад (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сделан Всевышним последним из пророков, их печатью, послание которого обращено ко всем людям и джиннам. Нет дозволенного, кроме того, что дозволено им, и нет запретного, кроме того, что запрещено им. Нет иной религии, кроме той, которую он установил. Все, о чем он сообщил, — истинная правда, и нет в его словах места лжи. Аллах сказал: «Слово твоего Господа исполнено правды и справедливости!» (6:115).

Оно исполнено правды в приведенных в нем сообщениях и исполнено справедливости в его установлениях: приказах и запретах. То, что Господь сделал для мусульман полной и совершенной их религию, означает, что Он довел до конца Свою милость к ним.

Сообщается, что когда в день Арафата был ниспослан этот аят, 'Умар, да будет им доволен Аллах, заплакал. Люди спросили его, почему он плачет, и он ответил: «Меня заставило плакать то, что до сегодня мы видели лишь увеличение и рост нашей религии, а теперь она дошла до своей полноты, а ведь поистине, после совершенства не может быть ничего, кроме ущерба!» То есть 'Умар почувствовал, что смерть Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) близка..

 

Джабир, да будет им доволен Аллах, сказал: «Я видел, как Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в день жертвоприношения бросал камешки в столб, сидя на своей верблюдице и говорил: «Берите от меня ваши религиозные обряды, ибо не знаю — может быть, после этого моего хаджа я уже никогда не совершу паломничества».

Умм аль-Хусайн, да будет ею доволен Аллах, сказала: «Я совершила хадж вместе с посланником Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и видела, как он бросил камешки в столб аль-'Акаба, сидя на своей верблюдице, а затем отъехал от него. Вместе с ним были Биляль и Усама. … Затем посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) произнес длинную речь, и я слышала, как он говорил: «Если даже черный раб с курчавой головой станет вашим правителем и будет руководить вами согласно Книге Всевышнего Аллаха, то слушайте его и повинуйтесь».

Прощальные заветы Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), произнесенные им в день жертвоприношения

Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сел на своего верблюда, которого держал за повод (или: недоуздок) один человек, а потом спросил: “Что это за день?” Мы сказали: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше”, — и после этого Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) хранил молчание так долго, что мы подумали, что он назовет его как-нибудь иначе, однако он спросил: “Разве это не день жертвоприношения?” Мы сказали: “Да”. Затем он спросил: “А что это за месяц?” Мы сказали: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше”, — и после этого Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) хранил молчание так долго, что мы подумали, что он назовет его как-нибудь иначе, однако он спросил: “Разве это не зу-ль-хиджжа?” Мы ответили: “Да”. Тогда он спросил: “А что это за город?” Мы сказали: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше”, — и после этого Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) хранил молчание так долго, что мы подумали, что он назовет его как-нибудь иначе, однако он спросил: “Разве это не священный город?” Мы ответили: “Да”. А после этого он сказал: “Поистине, ваша жизнь, и ваше имущество, и ваша честь, и ваша кожа являются для вас столь же священными, как и этот ваш день в этом вашем городе в этом вашем месяце, и вы обязательно встретите Господа вашего, и Он спросит вас о делах ваших! Смотрите же, не становитесь после меня неверными (или заблудшими), которые рубят друг другу головы! Довел я это до вас?” Люди сказали: “Да!” Тогда посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: “О Аллах, засвидетельствуй это! Присутствующий да известит об этом отсутствующего, и может получиться так, что тот, кому передадут мои слова, усвоит их лучше некоторых из слышавших их собственными ушами”».

Ибн Аббас, да будет им доволен Аллах, сказал: «Клянусь тем, в Чьей длани моя душа! Поистине, эта проповедь Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) — его завещание своей общине. Так пусть присутствовавшие оповестят отсутствовавших!»

Причина молчаливых пауз Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) после каждого из трех заданных им вопросов, состоит в том, что он хотел привлечь внимание людей к своим словам, заставить их почувствовать и осознать огромную важность того, что он собирался им поведать.

От Ибн 'Умара, да будет им доволен Аллах, сообщается, что он сказал: «Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) встал в день жертвоприношения между столбами джамарата и сказал: «Это — день большого хаджа», а затем начал говорить: «О Аллах, засвидетельствуй!» — и попрощался с людьми, а они стали говорить: «Это — прощальный хадж!»

В день жертвоприношения Всевышний Аллах укрепил слух всех паломников, находившихся в Мине, для того чтобы они могли лучше услышать проповедь Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям). Это было великим чудом — Господь ниспослал благодать на слух людей, и слова Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) были услышаны как теми, кто стоял вблизи него, так и находившимися вдалеке. Его слышали даже те, кто находился на своих стоянках. Абдуррахман ибн Му'аз ат-Тайми, да будет им доволен Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) обратился к нам в Мине с проповедью, наш слух обострился настолько, что мы слышали его слова, находясь на своих стоянках».

Заветы Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), произнесенные им в средний день ташрика

Двенадцатого зу-ль-хиджджа Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) снова обратился к людям с проповедью. Этот день является вторым из дней ташрика и носит название дня голов (йаум ар-руус). Так назвали его жители Мекки, потому что в этот день они ели головы жертвенных животных. От Абу Наджиха сообщается, что двое сподвижников Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) из племени бану бакр сказали: «Мы видели, как посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) произносил проповедь в средний из дней ташрика. Мы стояли возле его верблюдицы. Проповедь, которую он произнес в этот день, была подобна его проповеди в Мине»

Абу Надра, сославшись на человека, слышавшего проповедь Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), произнесенную им в средний из дней ташрика, сообщил, что в ней Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: «“О люди! Поистине Ваш Господь един, и ваш праотец един. Нет предпочтения арабу перед неарабом и неарабу перед арабом, так же как нет превосходства белого человека над черным и черного над белым! Превосходство одних людей над другими может быть лишь в богобоязненности! Довел ли я до вас?” “Да, о посланник Аллаха!” — ответили люди. Затем Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: “Что это за день?” Люди сказали: “Это священный день”. Затем он спросил: “А что это за месяц?” Люди сказали: “Священный месяц». Тогда он спросил: “А что это за город?” Люди сказали: “Священный город”. А после этого он сказал: “Поистине, Аллах сделал ваши жизни, и ваше имущество, и вашу честь священными друг для друга, столь же священными, как и этот ваш день в этом вашем городе в этом вашем месяце! Довел ли я до вас?” “Довел, о посланник Аллаха!” — ответили люди. Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям): “Да оповестит присутствующий (об услышанном) отсутствующего!”»

В хадисах приводятся и другие отрывки из проповедей Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), произнесенных в святых местах. Так, в хадисе, переданном Ибн Аббасом, да будет им доволен Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), обратившись к людям с проповедью в дни прощального хаджа, сказал: «Поистине, сатана уже потерял надежду на то, что ему будут поклоняться в вашей земле, но он доволен и тем, что ему будут подчиняться в других вопросах — в делах, которым вы не придаете значения! Так остерегайтесь же! Я оставляю среди вас нечто, держась за которое вы не собьетесь никогда: Книгу Аллаха и Сунну Его пророка…».

От Абу Умамы сообщается, что он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в прощальном хадже, сидя на своей верблюдице, обращался к людям с проповедью и говорил: «О люди! Повинуйтесь вашему Господу, соблюдайте пять обязательных намазов, выплачивайте закят с вашего имущества, соблюдайте пост в установленный для вас месяц, подчиняйтесь обладателям власти среди вас — и войдете в рай вашего Господа!»

 Выводы из проповеди во время прощального Хаджа.

1. Все, кто прибыл в Медину, услышав возвещение о предстоящем хадже Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) совершили хадж вместе с ним. На это указывают слова Джабира: «Все они желали сопровождать Посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и повторять совершаемые им обряды…»

2. Паломнику желательно прибыть в Арафат после полудня, если это не является для него затруднительным.

3. В Арафате имаму хаджа желательно обратиться к паломникам с проповедью, в которой следует дать людям необходимые для них разъяснения. Особое ударение нужно сделать на объяснение им сути единобожия и основных принципов веры и на предостережение их от многобожия, религиозных нововведений и грехов. Необходимо указать им на важность соблюдения предписаний Корана и Сунны.
Достоверно сообщено о том, что Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), совершая прощальный хадж, обратился к людям с проповедью трижды:
— первая проповедь была произнесена в день Арафата;
— вторая — в Мине в день жертвоприношения;
— третья — в Мине двенадцатого числа месяца зу-ль-хиджджа.

Согласно мазхабу аш-Шафи'и имаму следует обратиться к людям с проповедью также седьмого числа месяца зу-ль-хиджджа. В каждой из проповедей имам дает людям наставления, касающиеся тех обрядов хаджа, которые им предстоит выполнить до следующей проповеди.

4. Проповеди Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) во время хаджа подчеркивают, насколько строг запрет ислама на посягательство мусульманином на жизнь, честь и имущество другого мусульманина.

5. Один из методов доведения истины до понимания людей, использовавшийся Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) заключался в приведении наглядных примеров и сравнений. Так, желая объяснить, насколько неприкосновенны и священны жизнь, имущество и честь мусульманина, он сравнил их со святостью дня, месяца и города.

6. Все порочные действия времен невежества отменены и запрещены. Запрещено взимание процентов с денег, отданных в долг во времена невежества, и отменена месть за кровь убитых во времена невежества.

7. Имам и всякий, кто призывает людей к одобряемому и удерживает их от порицаемого, должен начинать с самого себя и своей семьи. Тогда его слова будут лучше восприниматься людьми, и он расположит к себе души тех, кто принял ислам лишь недавно.

8. Отмена и запрет касаются самой лихвы, то есть тех процентов, на которые увеличилась сумма долга. Что же касается первоначального капитала, то он принадлежит его хозяину.

9. Мусульманам необходимо заботиться о соблюдении прав жен, быть добрыми в обхождении с ними. Много хадисов по этому поводу приводится в книге «Рийад ас-салихин» («Сады праведных») имама ан-Навави.

10. Муж обязан содержать свою жену. Если поведение жены требует, мужу позволяется ударить ее, но с условием, что это пойдет ей на пользу и послужит воспитанием для нее. Всякие воспительные меры должны быть в рамках, установленных Кораном и Сунной, и не должны приводить к греху.

11. Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) завещал своей общине неукоснительно придерживаться Корана и Сунны.

12. Слова Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) «берите от меня ваши религиозные обряды, ибо не знаю — может быть, после этого моего хаджа я уже никогда не совершу паломничества» означают, что людям следует перенимать от него форму совершения обрядов хаджа, произносимые при этом слова и выполняемые при этом действия. Они должны принять их, запомнить и выполнять, а также учить им людей. Это высказывание Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) составляет очень важную основу в вопросе хаджа и занимает в нем такое же место, какое занимают в вопросе намаза слова: «Совершайте намаз так, как на ваших глазах его совершал я».

13. Слова «может быть, после этого моего хаджа я уже никогда не совершу паломничества» являлись своего рода прощанием Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) с его общиной, уведомлением о его скорой смерти, а также побуждением использовать возможность для перенимания от него религиозного знания.

14. В проповедях Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) содержится побуждение передавать людям знание и распространять его и указание на то, что понимание информации не является обязательным условием для возможности ее передачи.

15. Тому, кто произносит проповедь, лучше находиться на возвышенности, потому что так слушающие лучше видят и слышат его.

16. Если оратор в своей речи задает слушателям вопрос, затем выдерживает паузу и после этого дает им ответ на него, то тем самым ему удается подчеркнуть важность разъясняемой темы, указать на непреложность сообщаемых фактов и добиться от аудитории предельного внимания к своим словам.

17. Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) приказал мусульманам подчиняться их правителям в том, что не противоречит Книге Аллаха. Если же правитель совершает некоторые порицаемые поступки, надлежит обратиться к нему со словами увещевания и напомнить ему о необходимости бояться Аллаха, делая это благим образом и с мудростью.

18. Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) завещал последователям быть покорными Аллаху, совершать намаз, выплачивать закят, соблюдать пост и указал, что превосходство людей друг над другом определяется их богобоязненностью.

19. Одним из чудес, дарованных Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) Аллахом, было то, что в день жертвоприношения люди слышали его проповедь, даже находясь на своих стоянках. Это чудо служит одним из бесчисленных подтверждений истинности пророчества Мухаммада (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям).

20. Жертвоприношение в дни праздника 'ид-аль-адха (аль-удхийа) является весьма желательным деянием (сунна муаккада) как в отношении паломников, так и в отношении остальных мусульман, причем жертвоприношение, обязательное для паломников (аль-хадй), не заменяет собой резание праздничной жертвы (аль-удхийа). Аль-удхийа (курбан) — самостоятельный вид поклонения. На это указывает тот факт, что Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) после произнесения проповеди в Мине принес в жертву двух светлых баранов. Он зарезал их помимо тех животных, которых зарезал как аль-хадй и в заклании которых ему помогал 'Али, да будет им доволен Аллах.


← К списку
hajj 2016
umra 2016
vk
fb
medina
Накорми постящегося