Хадж Умра Инфо

"Совершайте хадж и умру ради Аллаха" ("аль-Бакара" 2/196)

Хадж женщины

Хадж (паломничество) к заповедному дому Аллаха каждый год является коллективной обязанностью (ваджиб кифая) для ислямской общины. Каждый мусульманин обязан совершить Хадж один раз в жизни, если ему соответствуют условия обязательности Хаджа. Можно добровольно совершать Хадж больше одного раза. Хадж – один из столпов Исляма. Он является для мусульманки долей из джихада, в соответствии с хадисом ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, о том, что она сказала: «О, Посланник Аллаха! Должны ли женщины совершать джиhад?» Он сказал:

{ يا رسول الله، هل على النساء جهاد ؟ قال: نعم، عليهن جهاد لا قتال فيه: الحج والعمرة }


«Да. На них джиhад, в котором нет сражения – Хадж и ‘Умра». Ахмад (6/165) и Ибн Маджах 2901 с достоверным иснадом. [См.: «Ирвауль-Гъалиль» 981.]
Аль-Бухари сообщает о том, что она сказала: «О, Посланник Аллаха! Мы считаем джихад самым лучшим из деяний, не совершать ли нам его?» Он сказал:

{ يا رسول الله، نرى الجهاد أفضل العمل، أفلا نجاهد ؟ قال: لكن أفضل الجهاد حج مبرور }


«Самый лучший джиhад – благочестивый Хадж». Аль-Бухари 1448 и Ан-Насаи 2628.

В Хадже есть положения, касающиеся женщины:

1– Махрам.
В Хадже есть условия, общие для мужчины и женщины: нужно быть мусульманином (аль-Ислям), в здравом уме (аль-’Акъль), свободным (аль-Хуррия), совершеннолетним (аль-Булюгъ) и иметь финансовую возможность (аль-Истито’ату-ль-Малия). Для женщины существует еще одно условие – наличие махрама (т.е. близкого родственника), который бы сопровождал ее в Хадже. Махрам – это муж женщины и все, за кого она никогда не может выйти замуж из-за родословия, как, например, ее отец, сын или брат, а также по другим причинам, как, например, ее молочный брат, муж ее матери или сын ее мужа.
Доказательством тому служит то, что сообщил Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, о том, что он слышал как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал во время своей проповеди:

{ لا يخلون رجل بامرأة إلا ومعها ذو محرم، ولا تسافر المرأة إلا مع ذي محرم، فقام رجل فقال: يا رسول الله إن امرأتي خرجت حاجة، وإني اكتتبت في غزوة كذا وكذا، قال: فانطلق فحج مع امرأتك }


«Не разрешается мужчине оставаться наедине с женщиной, кроме как с ней махрам. Женщина не может отправляться в путь, кроме как со своим махрамом». Один мужчина встал и сказал: «О, Посланник Аллаха! Моя жена пошла в Хадж, а я записался для такого-то сражения». Тогда он ответил:
«Иди и совершай Хадж вместе со своей женой!». Хадис согласован. Аль-Бухари 1763 и Муслим 1341. 
От Ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

{ لا تسافر المرأة ثلاثا، إلا معها ذو محرم }


«Не разрешается женщине идти в путь на три дня, не иначе как со своим махрамом». Хадис согласован. Аль-Бухари 1036 и Муслим 1338.
Есть множество хадисов, запрещающих женщине совершать путешествия в Хадж и другие места без махрама, потому что женщина слабая, в пути ее подстерегают трудности, перенести которые могут только мужчины. Кроме того, она является предметом желаний нечестивых людей, поэтому ей нужен махрам, который бы оберегал и защищал ее от их вреда.
Махраму, сопровождающему женщину в Хадже, должны соответствовать условия: он должен быть в здравом уме, совершеннолетним и должен быть мусульманином, потому что нельзя доверять женщину неверному. Если же у нее нет махрама, то она должна послать в Хадж кого-нибудь, кто выполнит Хадж вместо нее.

2– Если Хадж является добровольным, то условием является разрешение мужа.
Так как он из-за Хаджа теряет некоторые права над своей женой. В «аль-Мугъни» (3/240) говорится: «Что касается добровольного Хаджа, то он может запретить ей совершить его. 
Ибн аль-Мунзир сказал: «Все ученые, которых я знаю, сошлись во мнении, что он может запретить ей идти в добровольный Хадж. Потому что обязанность по отношению к мужу – обязательна и ее нельзя нарушать тем, что необязательно, также как в отношениях господина к рабам».

3– Женщине разрешается совершать Хадж и ‘Умру (малый Хадж) за мужчину.
Шейх-уль-ислям Ибн Теймийя, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал в «Маджму’ аль-Фатава» (26/13): «Женщине разрешается совершать Хадж за другую женщину по всеобщему мнению ученых, все равно является ли она ее дочерью или нет. Также разрешается женщине совершать Хадж за мужчину по мнению четырех имамов (Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и и Ахмад) и большинства ученых; и потому что
{ أمر النبي ﷺ المرأة الخثعمية أن تحج عن أبيها لما قالت: يا رسول الله إن فريضة الله في الحج على عباده أدركت أبي وهو شيخ كبير، فأمرها النبي ﷺ أن تحج عن أبيها، مع أن إحرام الرجل أكمل من إحرامها. } 
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал женщине из племени Хас’ам совершить Хадж вместо ее отца, когда она сказала: «О, Посланник Аллаха! Предписания Аллаха для своих рабов относительно Хаджа коснулись и моего отца, но он – старик». Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал ей совершить Хадж за отца, несмотря на то, что ихрам (состояние во время Хаджа) мужчины совершеннее ихрама женщины». Аль-Бухари 1442, Муслим 1334 и др.

4– Если в пути в Хадж женщину постигнет хайд или нифас, то она должна продолжать свой путь.
Если это постигнет ее во время вхождения в ихрам, то она входит в состояние ихрама, как другие очищенные женщины, потому что чистота не является условием ихрама. В «аль-Мугъни» (3/293-294) говорится: «Одним словом разрешается ритуальное купание (гъусль) для женщин перед ихрамом (т.е. состоянием совершения Хаджа) так же, как это разрешено мужчинам, потому что это – поклонение. Гъусль еще более важен для женщины во время менструального и послеродового циклов, так как об этом сообщается в хадисе. Джабир сказал: «Когда мы подошли к Зу-ль-Хуляйфе, Асма бинт ‘Умайс родила Мухаммада бин Абу Бакра и послала спросить у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что ей делать. Он сказал:

{اغتسلي، واستثفري بثوب، وأحرمي }


«Соверши полное омовение, затем перевяжи место кровотечения, после чего облачись в ихрам»». Аль-Бухари 1693, Муслим 1218 и др. Ибн ‘Аббас сообщает о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

{ النفساء والحائض إذا أتيا على الوقت يحرمان ويقضيان المناسك كلها غير الطواف بالبيت }


«Женщины с послеродовым и менструальными кровотечениями входят в ихрам у микъатов (т.е. границ священной территории) и выполняют все обряды, кроме обхода вокруг Ка’бы». Абу Давуд 1744. [Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См.: «Ат-Тамхид» (19/315), «Ас-Сильсиляту-с-Сахиха» 1818.] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал ‘Аише совершить гъусль для совершения Хаджа, когда у нее были менструации.»
Мудрость в гъусле для ихрама для женщины во время менструального и послеродового циклов состоит в том, что это способствует очищению и удалению неприятного запаха, чтобы он не причинял неудобство людям, а также облегчение скверны. Если же женщин постигнет менструация или послеродовой цикл во время ихрама, то это не оказывает влияния на ихрам, и они остаются в нем и сторонятся противоречащих ему вещей. Но они не совершают обход вокруг Ка’бы до тех пор, пока не очистятся от менструации или послеродового цикла и не совершат гъусль. Если же придет день ‘Арафа и они не очистятся, в то время как они вошли в ихрам для совершения ‘умры, чтобы затем совершить Хадж, то они должны войти в ихрам для Хаджа и соединить вместе Хадж и ‘умру. Доказательством тому является то, что ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах, постигла менструация в то время, когда она совершала ‘умру. Тогда к ней вошел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и, увидев, что она плачет, спросил:

{ما يبكيك لعلك نفست ؟ قالت: نعم، قال: هذا شيء قد كتبه الله على بنات آدم، افعلي ما يفعل الحاج غير أن لا تطوفي بالبيت }


«Ты зачем плачешь? Наверное, тебя постигла менструация?» Она сказала: «Да». Он сказал: «Это то, что Аллах предписал дочерям Адама. Делай же то, что делает паломник, только не совершай обход вокруг Ка’бы». Аль-Бухари 299 и Муслим 1211. В согласованном аль-Бухари и Муслимом хадисе Джабира говорится: «…Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашел к ‘Аише и увидел, что она плачет. Он сказал:

{ما شأنك ؟ قالت: شأني أني قد حضت، وقد حل الناس ولم أحلل ولم أطف بالبيت، والناس يذهبون إلى الحج الآن، فقال: إن هذا أمر قد كتبه الله على بنات آدم، فاغتسلي، ثم أهلي ففعلت ووقفت المواقف كلها، حتى إذا طهرت طافت بالكعبة وبالصفا والمروة، ثم قال: قد حللت من حجك وعمرتك جميعا }


«Что с тобой?» Она сказала: «У меня менструация. Люди уже совершили ‘умру и вышли из ихрама, а я нет. Я еще не совершила обход Ка’бы, а люди сейчас уже собираются совершить Хадж». Он сказал: «Это то, что предписал Аллах дочерям Адама. Соверши же гъусль и затем войди в ихрам для хаджа». Она сделала это и совершила все обряды. Когда же она очистилась, то совершила обход вокруг Ка’бы и (саъй) между горами ас-Сафа и аль-Марва, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Теперь ты вышла из состояния ихрама, (в которое вошла для совершения) хаджа и 'умры».Аль-Бухари 1693 и Муслим 1213 и др.
Великий ученый Ибн аль-Къаййим в книге «Тахзиб ас-Сунан» (2/303) сказал: «Достоверные хадисы ясно сообщают о том, что она сначала совершала ‘умру, а затем, когда у нее началась менструация, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал ей совершить Хадж, так что она объединила Хадж и ‘умру. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей:

{يكفيك طوافك بالبيت وبين الصفا والمروة لحجك وعمرتك}


«Тебе достаточно обойти вокруг Ка’бы и между горами ас-Сафа и аль-Марва для твоего Хаджа и твоей ‘умры». Абу Давуд 1897 [Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См.: «Сахих-уль-Джами’» 3917, «Сахих абу Давуд» 1897].

5– Что должны делать женщины перед ихрамом.
Женщина делает то же, что делает мужчина, т.е. гъусль, очищение, укорачивание волос и ногтей, устранение неприятного запаха, если это понадобится, чтобы не было нужды совершать это в ихраме, т.к. в состоянии ихрама это запрещено. Если же она не нуждается во всем этом, то и делать этого не следует, т.к. это не является особенностью ихрама. Ей разрешается умащаться благовониями, не имеющими резкий запах, в соответствии с хадисом ‘Аишы:

{ كنا نخرج مع رسول الله ﷺ فنضمد جباهنا بالمسك عند الإحرام، فإذا عرقت إحدانا سال على وجهها، فيراها النبي ﷺ فلا ينهانا }


«Мы выходили вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и перед ихрамом протирали наши лбы мускусом. Когда же какая-либо из нас потела, мускус проливался ей на лицо, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел это и не запрещал». Абу Давуд 1830, Ахмад (6/79). [Шейх Мукъбиль и Шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. См.: «Сахих аль-Муснад» 1622 и «Сахих абу Давуд» 1830].
Аш-Шаукани говорит в «Найль аль-Аутар» (5/12): «Молчание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывает на разрешение, т.к. он не молчит, когда совершается что-либо неправильное».

6– При намерении войти в ихрам, женщина должна снять буркъу’ и никъаб.
Если она надела их до ихрама, то снимает. Буркъу’ и никъаб – это специальные покрывала для лица с двумя отверстиями для глаз, через которые смотрит женщина. Снимать их надо согласно слову его, да благословит его Аллах и приветствует:

{ لا تنتقب المحرمة }


«Женщина, вошедшая в ихрам, не носит никъаб». Аль-Бухари 1741. Буркъу’ же является более сильным (более скрывающим) покрывалом, чем никъаб. Также нужно снять перчатки, если она одела их до ихрама. Она должна закрывать лицо чем-либо, кроме никъаба и буркъу’, например, головным платком или платьем при виде мужчин, не являющихся ее махрамом. Также платьем нужно закрывать кисти рук, так как лицо и руки являются ‘ауратом , т.е. частями тела, которые нужно скрывать от мужчин и в ихраме, и вне его.
Шейх-уль-ислям Ибн Теймийя, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «Что касается женщины, то она (т.е. всё её тело) является ‘ауратом и поэтому ей разрешается надевать все, что скрывает ее, и находиться внутри паланкина. Но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил ей надевать никъаб или перчатки. Перчатки – это то, чем покрываются руки. Если же женщина закроет лицо чем-либо неприкасающимся к лицу, то это разрешается по всеобщему мнению. Если же это будет соприкасаться с лицом, то наиболее правильное мнение состоит в том, что это также разрешено. От женщины не требуется отдалять свое покрывало от лица деревянной палочкой, рукой и т.д., потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сделал различия между ее лицом и руками, и все они являются подобными телу мужчины, а не его голове. Жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, закрывали свои лица, не соблюдая при этом отделение одежды от лица. И никто из ученых не сообщил о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ихрам женщины в ее лице». Это всего лишь высказывание некоторых праведных предков».
Великий ученый Ибн аль-Къаййим в «Тахзиб ас-Сунан» (2/350) сказал: «От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не сообщается ни одного слова относительно обязательности открывания женщиной лица во время ихрама, кроме запрещения носить никъаб… Достоверно сообщается о том, что Асма, будучи в ихраме, закрывала свое лицо. ‘Аиша сказала:

{ كان الركبان يمرون بنا ونحن مع رسول الله ﷺ محرمات، فإذا حاذوا بنا سدلت إحدانا جلبابها من رأسها على وجهها؛ فإذا جاوزنا كشفناه }


«Всадники ехали вместе с нами, когда мы были вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И когда они проезжали мимо нас, мы закрывали наши лица покрывалами, а когда они отъезжали – открывали их».
Мусульманка, находящаяся в ихраме! Знай, что тебе не разрешается закрывать лицо и кисти рук одеждой, специально сшитой для этих органов, как никъаб и перчатки. Но ты должна закрывать свое лицо и кисти рук от мужчин, не являющихся твоими махрамами, своим головным платком, платьем и т.д. Поднятие покрывала от лица с помощью палки, чалмы и прочих вещей для того, чтобы оно не касалось лица, не имеет под собой никакого основания.

7– Женщине во время ихрама разрешается надевать любую женскую одежду.
Ту, в которой нет украшения, уподобления мужчинам, которая не является узкой, не выделяет частей ее тела, не является прозрачной, не закрывающей то, что под ней, а также не является короткой так, что ноги или руки оставались бы неприкрытыми. Напротив, одежда должна быть толстой и свободной.
Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые сошлись во мнении о том, что женщина в ихраме может носить рубахи, панталоны, головные платки и носки». См.: «Аль-Мугъни», 3/328.
Нет специального цвета, который должна носить женщина, как например, зеленый. Она может одевать женскую одежду любого цвета: красного, зеленого или черного. Она также имеет право менять одежду, когда захочет.

8– После вхождения в ихрам для женщины является Сунной произносить слова так, чтобы она слышала сама себя.
Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Ученые сошлись во мнении о том, что Сунна для женщины – не поднимать голоса. Она должна слышать саму себя. Поднятие же ею голоса порицается из-за опасности ввести мужчин в соблазн. Поэтому азан и икъама не являются Сунной для женщины. Если же она хочет указать на что-либо во время намаза, то она должна хлопать руками, а не произносить «Субхана-Ллах». См.: «Аль-Мугъни», 3/330-331.

9– Во время обхода вокруг Ка’бы женщина должна быть полностью закрыта.
Также должна понижать голос и притуплять взгляд и не должна смешиваться с мужчинами, особенно возле Камня или возле Йеменского угла. Совершать обход в самом далеком от мужчин месте лучше для нее, чем обход вблизи Ка’бы, смешиваясь с ними, так как смешение с ними запрещено из-за опасности соблазна. Что же касается близости к Ка’бе и целования камня, то это является Сунной, если для этого есть возможность. Но нельзя совершать запретное ради совершения Сунны. Напротив, в случае смешения с мужчинами это не является Сунной для нее (потому что Сунна для нее – указывать на камень рукой при прохождении мимо него).
Имам ан-Навави в книге «аль-Маджму’» (8/37) сказал: «Наши ученые сказали: «Для женщин является похвальным целование Камня и прикосновение к нему только лишь ночью, когда место для обхода свободно или в другое время, так как в этом есть вред для них и от них»».
В «аль-Мугъни» (3/331) говорится: «Для женщины считается похвальным обход ночью, так как она менее заметна в это время и нет большого количества людей. И поэтому она может подойти к Ка’бе и прикоснуться к Камню».

10– Тауаф и бег совершаются пешим ходом
В «аль-Мугъни» (3/394) говорится: «Обход женщинами вокруг Ка’бы и между горами ас-Сафа и аль-Марва весь состоит из ходьбы. 
Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые сошлись во мнении на счет того, что женщина не должна совершать бег вокруг Ка’бы и между горами ас-Сафа и аль-Марва, а также не должна открывать плечо, так как основа этого – показ кожи, что не является приемлемым для женщин. Напротив, для женщин приемлемо закрываться, а во время бега или открытия плеча женщина подвергается открытию».

11– Какие обряды Хаджа должна совершать женщина, у которой начались месячные и какие не должна совершать до тех пор, пока не очистится:
Женщина в период менструаций совершает обряды Хаджа: ихрам, стояние на ‘Арафате, ночлег в долине Муздалифа, бросание камней, и не совершает обход вокруг Ка’бы до тех пор, пока не очистится, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ‘Аише, когда у нее были менструации:

{ افعلي ما يفعل الحاج، غير أن لا تطوفي بالبيت حتى تطهري }


«Делай то, что делает паломник, только не совершай обход вокруг Ка’бы, пока не очистишься». Хадис согласован. Аль-Бухари 299, Муслим 1211 и др.
В варианте Муслима говорится:

{ فاقضي ما يقضي الحاج، غير أن لا تطوفي بالبيت حتى تغتسلي }


«Совершай же то, что совершает паломник, только не обходи вокруг Ка’бы, пока не совершишь гъусль». Аль-Бухари 290, Муслим 1211 и др.
Аш-Шаукани в «Найль аль-Аутар» (5/49) сказал: «Xадис явно указывает на то, что женщине в менструальный период запрещено совершать обход вокруг Ка’бы, пока не прекратится кровотечение и пока она не совершит гъусль. Запрещение указывает на неправильность действия, то есть его недействительность. Таким образом, обход женщиной вокруг Ка’бы во время менструации является недействительным, что является мнением большинства ученых».
Она также не должна совершать обход между горами ас-Сафа и аль-Марва, так как этот обход считается действительным только лишь после обхода вокруг Ка’бы.
Имам ан-Навави в «аль-Маджму’» (8/82) сказал: «Если человек совершил обход между горами ас-Сафа и аль-Марва до обхода вокруг Ка’бы, то его обход недействителен по нашему мнению и по мнению большинства ученых. Мы уже рассказывали, что аль-Мавирди сообщил о единогласии ученых по этому вопросу, что является также мнением Малика, Абу Ханифы и Ахмада. 
Ибн аль-Мунзир рассказывает, что ‘Ата и некоторые ученые-хадисоведы считают этот обход действительным. Он сказал: «Это передали наши доверенные люди от ‘Ата и Давуда».
Наше же доказательство основано на том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал обход между ас-Сафа и аль-Марва после обхода вокруг Ка’бы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

{ لتأخذوا عني مناسكم }


«… чтобы учились у меня своим обрядам». А что касается хадиса сподвижника Ибн Шурайка, да будет доволен им Аллах, в котором говорится: «Я вышел в Хадж вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые из людей, подходивших к нему, спрашивали: «О, Посланник Аллаха! Я совершил обход между ас-Сафа и аль-Марва до обхода вокруг Ка’бы» или «Я сделал что-то раньше или что-то позже», и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
{لا حرج إلا على رجل اقترض من عرض رجل مسلم وهو ظالم، فذلك الذي هلك وحرج } 
«Нет греха, кроме как на том, кто задел честь мусульманина, будучи несправедливым. Вот он-то и пропал и согрешил»1, то его значение заключается в следующем, как отметил аль-Хаттаби и другие: «Слова: «Я совершил обход между ас-Сафа и аль-Марва до обхода вокруг Ка’бы», означают, что этот человек совершил обход между ас-Сафа и аль-Марва после первого (аль-къудум) и перед вторым (аль-ифада) обходом Ка’бы.»
Наш шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкъити, да одарит его Аллах Своей милостью, в своем толковании «Адва аль-Байан» (5/252) сказал: «Знай, что большинство ученых считают обход между ас-Сафа и аль-Марва действительными лишь после обхода вокруг Ка’бы. Поэтому, если человек совершит обход между ас-Сафа и аль-Марва до обхода вокруг Ка’бы, то его обход недействителен по мнению большинства ученых, включая и четырех имамов. Аль-Мавирди и другие сообщили о всеобщем мнении ученых по этому вопросу». Затем он процитировал вышесказанные изречения ан-Навави и его ответ, относительно хадиса Ибн Шурайка, и затем сказал: «Слова: «… до обхода вокруг Ка’бы» означают до второго обхода, считающегося одним из столпов Хаджа, и не противоречат тому, что он совершил обход между ас-Сафа и аль-Марва после первого обхода вокруг Ка’бы, который не является столпом Хаджа».
В «аль-Мугъни» (5/240, издательство «Хиджр») говорится: «Обход между ас-Сафа и аль-Марва» следует после обхода вокруг Ка’бы и считается действительным только лишь после него. Если же обход между горами ас-Сафа и аль-Марва совершен до обхода вокруг Ка’бы, то он недействителен. Так сказали Малик, аш-Шафи’и и рационалисты. 
‘Ата же сказал, что это делать можно, а Ахмад разрешил делать это в случае, если человек забыл. Если же он сделал это намеренно, то его обход между ас-Сафа и аль-Марва не разрешен, так как Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о раннем совершении или откладывании тех или иных действий по незнанию или забывчивости и он сказал: «Нет греха». Но вообще Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил обход между ас-Сафа и аль-Марва после обхода вокруг Ка’бы. Он сказал: «… чтобы вы учились у меня своим обрядам»».
Из всего вышесказанного становится ясно, что в хадисе, который используют те, кто разрешает обход между ас-Сафа и аль-Марва до обхода вокруг Ка’бы, нет никакого доказательства, так как этот хадис можно объяснить двумя вещами: либо он относится к тому, кто обошел между ас-Сафа и аль-Марва до второго и после первого обхода вокруг Ка’бы и поэтому его обход между ас-Сафа и аль-Марва происходит после обхода вокруг Ка’бы, или же хадис относится к тому, кто не знал или забыл, а не к тому кто сделал это намеренно. Я много места уделил этому вопросу, потому что сейчас появились люди, разрешающие обход между ас-Сафа и аль-Марва до обхода вокруг Ка’бы вообще. Поэтому надеемся на помощь Аллаха!

Примечание:


Если женщина совершила обход вокруг Ка’бы и после обхода ее постигла менструация, то в этом случае она должна совершить обход между ас-Сафа и аль-Марва, так как чистота не является условием этого обхода. В «аль-Мугъни» (5/246) говорится: «Большинство ученых считают, что чистота не является условием для обхода между ас-Сафа и аль-Марва. Среди тех, кто говорит это, – ‘Ата, Малик, аш-Шафи’и, Абу Саур и рационалисты… Абу Давуд сказал: «Я слышал, как Ахмад говорил: «Если женщина совершила обход вокруг Ка’бы, а затем ее постигла менструация, то она должна совершать обход между ас-Сафа и аль-Марва и затем продолжить остальные обряды». Сообщается, что ‘Аиша и Умм Саляма сказали: «Если женщина совершит обход вокруг Ка’бы и прочитает после этого намаз в два рак’ата, а затем ее постигнет менструация, пусть совершит обход между ас-Сафа и аль-Марва». Передал аль-Асрам.

12– Женщинам разрешается покидать долину аль-Муздалифа вместе со слабыми людьми после захода луны и бросать камни в Джамрат аль-‘Акъаба по достижении долины Мина, – из-за опасности попасть в давку.
Аль-Муваффакъ говорит в «аль-Мугъни» (5/286): «… Разрешается пускать вначале слабых и женщин. Из тех, кто пускал вперед слабых людей из своей семьи, были ‘Абдур-Рахман бин ‘Ауф и ‘Аиша. Такого мнения придерживаются также ‘Ата, ас-Саури, Абу Саур и рационалисты, и мы не знаем какого-либо разногласия по этому поводу, так как в этом заключается снисхождение к слабым и женщинам, защита их от давки и подражание Пророку, да благословит его Аллах и приветствует».
Имам аш-Шаукани в «Найль аль-Аутар» (5/70) сказал: «Доказательства указывают на то, что время бросания камней начинается после восхода солнца для тех, у кого нет уважительных причин. Тем же, у кого есть уважительные причины, как для женщин и других слабых людей, разрешается совершать бросание камней раньше этого времени».
Имам ан-Навави в «аль-Маджму’» (8/125) сказал: «Аш-Шафи’и и его ученики говорят: – В соответствии с Сунной нужно пропускать вперед женщин и других слабых людей из долины Муздалифа в долину Мина после полуночи и до рассвета, чтобы они бросали камни в Джамрат аль-‘Акъаба до наступления давки…». Затем ан-Навави упомянул хадисы, указывающие на это.

13– Женщина укорачивает волосы на голове во время Хаджа и ‘Умры на размер кончика пальца.
Ей не разрешается брить голову наголо. Под кончиком пальца подразумевается верхняя фаланга пальца до первого сустава.
В «аль-Мугъни» (5/310) говорится: «Женщине предписано укорачивание, а не бритье и в этом нет разногласия между учеными.
Ибн аль-Мунзир сказал: «На этом сошлись мнения всех ученых, так как бритье волос на голове женщин является уродством.
Ибн ‘Аббас сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
{ ليس على النساء حلق، إنما على النساء التقصير }
«Женщины не должны брить головы, а всего лишь должны укорачивать волосы». Абу Давуд 1984, ад-Дарими 1905. [Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См.: «Ас-Сильсиляту-ль-ахадиси-с-Сахиха» 605.]
Он также сказал:

{ نهى رسول الله ﷺ أن تحلق المرأة رأسها }


«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил женщине брить голову». Ат-Тирмизи 914, ан-Насаи 5049. [Уже предшествовали слова о слабости этого хадиса.]
Ахмад говорил: «Женщина должна укорачивать каждую косу на размер кончика пальца». Этого же мнения придерживаются Ибн ‘Умар, аш-Шафи’и, Исхакъ и Абу Саур. Абу Давуд сказал: «Я слышал, как Ахмада спросили, должна ли женщина укорачивать все волосы на голове, и он сказал: «Да. Она должна собрать все волосы спереди, а затем укоротить концы волос на размер кончика пальца».
Имам ан-Навави в «аль-Маджму’» (8/150, 154) сказал: «Все ученые сошлись во мнении на том, что женщине не приказано брить голову, и ее обязанностью является всего лишь укорачивание волос головы. Бритье же является для женщин нововведением и уродством».

14– Если женщина во время менструации бросит камни в Джамрат аль-‘Акъаба и укоротит волосы на голове, то она выходит из состояния ихрама.
И тогда ей разрешается всё, что было ей запрещено, кроме сношения с мужем, до тех пор, пока она не совершит обход (тауаф аль-ифада) вокруг Ка’бы. Если же она совершит сношение с мужем до обхода, то будет обязана совершить искупление, т.е. зарезать одного барана в Мекке и раздать его мясо беднякам, проживающим на священной территории, так как ее сношение с мужем произошло после первого освобождения от ихрама.

15– Если женщину настигнет менструация после основного обхода (тауаф аль-ифада), то ей разрешается покинуть Мекку, когда она захочет и с нее спадает обязанность совершить прощальный обход (тауаф аль-вада’).
Это в соответствии с хадисом ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах:

{ حاضت صفية بنت حيي بعدما أفاضت، قالت: فذكرت ذلك لرسول ﷺ فقال: أحابستنا هي ؟ قلت: يا رسول الله إنها قد أفاضت وطافت بالبيت، ثم حاضت بعد الإفاضة، قال: فلتنفر إذن }


«Сафийу бинт Хуйай постигла менструация после того, как она совершила основной тауаф, и я рассказала об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: «Неужели она нас задержит?» Я сказала: «О, Посланник Аллаха, она совершила основной обход вокруг Дома, а затем ее постигла менструация после обхода». Он сказал: «Тогда пусть уезжает». Хадис согласован. Аль-Бухари 1670 и Муслим 1211 и др.
Ибн ‘Аббас сказал: «Людям приказано, чтобы их последней обязанностью был обход Ка’бы, но это правило облегчено в отношении женщин во время менструаций». Хадис согласован. Аль-Бухари 1668, Муслим 1328 и др. Он также сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует «…разрешил женщине во время менструации уезжать до обхода вокруг Дома, если она уже совершила основной обход (аль-ифада)».Муслим 1328, Ахмад (1/370).
Имам ан-Навави в «аль-Маджму’» (8/218) говорит: «Ибн аль-Мунзир сказал: «Этого мнения придерживаются многие ученые, среди которых есть Малик, аль-Ауза’и, ас-Саури, Ахмад, Исхакъ, Абу Саур, Абу Ханифа и другие».
В «аль-Мугъни» (3/461) говорится: «Это мнение большинства ученых». Там также сказано: «Положение женщины во время послеродового цикла такое же, как и во время менструации, так как постановления, касающиеся послеродового цикла такие же, как и постановления при менструации в том, что обязательно и необязательно».

16– Для женщины считается желательным посетить мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)2
Для совершения в ней молитвы и обращения с мольбами, но ей запрещается посещать могилу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как женщине запрещено посещение могил.
Шейх Мухаммад бин Ибрахим Али-ш-Шейх, муфтий Саудовской Аравии, да одарит его Аллах Своей милостью, в своем «Сборнике религиозных указов» (3/239) сказал: «Правильное мнение по этому поводу таково, что женщинам запрещено посещение могилы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из-за двух вещей: во-первых, доказательства (о запрете посещения могил женщинами) являются общими и если пришел общий запрет, то нельзя делать исключение, кроме как с доказательством. Во-вторых, причина (из-за которой было запрещено женщинам посещение могил) существует и сейчас».
Шейх ‘Абдуль-’Азиз бин Баз, да одарит его Аллах Своей милостью, в своей книге, посвященной обрядам Хаджа3, упомянув посещение могилы Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, для тех, кто посещает его досточтимую мечеть, сказал: «Это посещение узаконено исключительно для мужчин. Что же касается женщин, то им нельзя посещать никакие могилы, так как известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует:

{ لعن زوارات القبور من النساء، والمتخذين عليها المساجد والسرج }


«проклял женщин, посещающих могилы, а также тех людей, которые строят на могилах мечети и устанавливают там фонари (светильники).»Ат-Тирмизи 1056, ибн Маджах 1576, Ахмад (2/356) и др.4
А что касается посещения Медины для совершения молитвы в мечети Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, молитвы в ней и других дел, разрешенных в других мечетях, то это дозволено для всех людей».


Сноски:

1 - Хадис передал Абу Давуд 2015 с достоверным иснадом; все его передатчики являются передатчиками в «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима, кроме Усамы бин Шурайка. [См.: «Сахих аль-Муснад» 16 шейха Мукъбиля.]
2 - Вместе с ее махрамом.
3 - См. его книгу: «Ат-Тахкъыкъ ва-ль-Идах…» с.19.
4 - Хадис назвали хорошим ат-Тирмизи, аль-Багъауи, Хафиз ибн Хаджар, Ахмад Шакир и др. Некоторые же ученые посчитали слабой добавку: «…и устанавливают там фонари (светильники)». См.: «Тахридж Мищкатуль-Масобих» (1/345), «Ирвауль-Гъалиль» (3/211).]


← К списку
hajj 2016
umra 2016
vk
fb
medina
Накорми постящегося